Земельный налог в налоговом кодексе в 2020 году

Что нового в налоговом учете с 2020 года

Очередной закон № 325-ФЗ от 29 сентября 2019 года внес многочисленные поправки в Налоговый Кодекс Российской Федерации. В первой части статьи рассмотрены отдельные нововведения, которые затронут налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на имущество с 01 января 2020 года.

Далее речь пойдет об изменениях в составе налоговой отчетности, коснемся более ранних поправок, содержащихся в Федеральном законе № 63-ФЗ от 15.04.2019г.

В заключении, отметим, как изменяться сроки уплаты земельного и транспортного налогов за 2020 год.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон № 325-ФЗ от 29 сентября 2019 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» получился достаточно объемным, скорректирована практически каждая глава Налогового Кодекса, остановимся на некоторых из них:

Налог на прибыль

До 31 декабря 2021 года продлен срок, запрещающий уменьшать налоговую базу за текущий период на сумму убытков прошлых лет более чем на 50 процентов (поправки внесены в статью 283 НК РФ). Снятие ограничений по налогу на прибыль решено отложить еще на один год.

Кроме того, вводится запрет на уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации, если при проверке налоговые контролеры установят, что это является основной целью реорганизации.

Амортизируемое имущество

Законодатель дополнил статью 256 НК РФ, уточнив, что амортизируемым имуществом будут признаваться результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. По сути правила отнесения имущества к амортизируемому не изменятся.

Консервация основных средств

Из пункта 3 статьи 256 НК РФ будет исключена норма о продлении срока полезного использования основного средства на период нахождения объекта основных средств на консервации. В итоге отпадет необходимость в пересчете срока полезного использования объекта основного средства после его расконсервации.

Метод начисления амортизации

Метод начисления амортизации налогоплательщик сможет менять не чаще одного раза в пять лет (скорректирован пункт 1 статьи 259 НК РФ). Сейчас закреплена обязанность ждать пять лет только для перехода с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации. Новая норма лишит организации возможности часто менять метод начисления амортизации.

Налог на добавленную стоимость

Организации при переходе на ЕНВД по одним видам деятельности с сохранением общего режима налогообложения по другим видам деятельности будут обязаны восстановить НДС, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активы, имущественным правам, когда они переданы или начинают использоваться для осуществления деятельности, переведенной на ЕНВД. Пока такое восстановление производится в налоговом периоде, предшествующем переходу на спецрежим (дополнен пункт 3 подпункта 2 статьи 170 НК РФ).

Также в статью 170 НК РФ добавлен пункт 3.1, подробно расписывающий порядок восстановления НДС, организацией-правопреемником, который был принят к вычету до реорганизации. В частности, квартал, в котором осуществляется восстановление НДС зависит от того является ли правопреемник вновь созданным юридическим лицом или реорганизация произведена путем присоединения одного юридического лица к другому, а также от выбора режима налогообложения после реорганизации.

Вычет НДС

Согласно новой редакции НК РФ организации смогут заявить вычет по НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для создания нематериального актива.

Вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику в связи с созданием нематериального актива можно будет заявить только после того как товары (работы, услуги), имущественные права, используемые, для его создания будут поставлены на учет (изменения коснулись п.6 ст. 171 и п.1 ст. 172 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Новая редакция статьи 378.2 НК РФ расширит перечень объектов недвижимого имущества, подлежащего обложению по кадастровой стоимости. Напомним, что на данный момент к таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельные объекты недвижимого имущества иностранных организаций.

С 01 января 2020 года вместо «домов и иных жилых помещений, не учтенных на балансе организаций в качестве объектов основных средств», которые также упомянуты в настоящей статье как объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости, под налогообложение подпадет недвижимость, перечисленная в главе 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, а именно: жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единый недвижимый комплекс, объекты незавершенного строительства и иные здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе.

Таким образом, увеличение состава недвижимого имущества, облагаемого налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости неизбежно приведет к дополнительной налоговой нагрузке организаций. Однако, в случае если кадастровая стоимость по «новым» объектам недвижимости, добавленным в перечень еще не определена, исчисление налога по таким объектам будет производиться исходя из их среднегодовой стоимости (добавлен подпункт 2.2 в пункт 12 статьи 378.2 НК РФ).

Читать еще:  Входит ли декретный отпуск в трудовой и специальный стаж

Налоговые декларации

Декларация по налогу на прибыль

Организациям (налоговым агентам), выплачивающим доходы физическим лицам от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов больше не потребуется подавать соответствующие сведения в ИФНС и заполнять приложение № 2 к Декларации по налогу на прибыль (пункт 4 статьи 230 НК РФ утратит силу).

Декларация по налогу на имущество

Упростится порядок сдачи налоговой отчетности по налогу на имущество. Федеральный закон № 63-ФЗ от 15.04.2019г. внес изменения в статью 386 НК РФ, отменив обязанность налогоплательщика по сдаче расчетов по авансовым платежам. Организациям нужно будет сдавать в ИФНС только годовую декларацию, данный порядок начнет применяться с отчетности за 2020 год.

Обратите внимание, что отмена обязанности по предоставлению расчетов по авансовым платежам не повлечет отмену обязанности по их уплате. Информация об авансах будет указываться в годовой декларации.

Кроме того, у налогоплательщика появится право сдавать единую налоговую декларацию по объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость (статья 386 НК РФ дополнена пунктом 1.1).

Важно, чтобы выполнялись три условия:

  • объекты расположены на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • отсутствуют нормативы отчислений от налога на имущества в местные бюджеты, установленные законом этого субъекта;
  • уведомление ИФНС о выборе одного налогового органа по субъекту Российской Федерации предоставлено до первого марта текущего года.

Отчетность по НДФЛ

При составлении отчетности за 2021 год и последующие налоговые периоды справку по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию отправлять не потребуется. Информация о доходах физических лиц и суммах налога будет включаться в состав годового расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (внесены поправки в пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Декларации по прочим налогам

Налоговые декларации по транспортному и земельному налогу за 2020 год и последующие годы больше в налоговые органы предоставлять не нужно (с 01 января 2021 года статьи 363.1 и 398 НК РФ утратят силу). Однако налогоплательщики по-прежнему должны будут рассчитывать и уплачивать авансовые платежи по этим налогам.

В подтверждение правильности своих расчетов организации не позднее шести месяцев после срока уплаты транспортного и земельного налогов будут получать от инспекции сообщения об исчислении этих налогов. В сообщении будут указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и сумма исчисленного налога. Налоговые инспекции будут брать информацию об объектах налогообложения и их владельцах из ЕГРН, Росреестра, ГИБДД и т.д.

Если транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствующем сообщении ИФНС не окажется, то налогоплательщик будет обязан проинформировать о них инспекцию, направив ей сообщение по установленной форме.

Что меняется по земельному налогу в 2020 году: обзор

Из этой статьи вы узнаете про главные изменения по земельному налогу с 2020 года. Сразу скажем, что многие из них носят кардинальный характер и затронут практически всех плательщиков.

Ставку налога по садовым (дачным) участкам ограничили верхней планкой

В письме от 27.04.2019 № 03-05-04-02/31408 Минфин России разъяснял, что за период 2019 года ставка по земельному налогу в отношении дачных участков не может превышать ставку за садовые земельные участки при условии, что они не используются в предпринимательстве.

Но с 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ, который исключил из земельного законодательства понятие «дачный участок».

В связи с этим законом признаны садовыми земельные участки с видами разрешенного использования:

  • «дачный земельный участок»;
  • «для ведения дачного хозяйства»;
  • «для дачного строительства».

Исключение – земли для садоводства как вида сельхозпроизводства по выращиванию многолетних культур.

С 2020 года вступят в силу изменения в НК РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ), согласно которым ставка земельного налога не может превышать 0,3% кадастровой стоимости в отношении участков для садоводства и не используемых в предпринимательской деятельности, а также земель общего пользования в садоводческих товариществах.

Ставка для ИЖС

Соответственно, дополнен абзац третий подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ: с 2020 года он уточняет, что базовая ставка земельного налога 0,3% и менее не может распространяться на участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), используемые в предпринимательской деятельности.

Читать еще:  Злостное уклонение от уплаты алиментов: статья 157 ук

Новый подход к землям Москвы

В п. 2 ст. 394 НК РФ с 2020 года убрали возможность установления дифференцированных ставок в зависимости от места нахождения участка в отношении муниципальных образований внутри Москвы в результате изменения его границ (если по закону г. Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов этих муниципальных образований).

Отмена отчётности

С отчётного периода за 2020 год заполнять и представлять в ИФНС декларацию по земельному налогу организациям больше не нужно.

По аналогии с физлицами налоговики будут самостоятельно рассчитывать налог на землю на основании имеющихся у них сведений и рассылать плательщикам соответствующие сообщения.

Налогоплательщику-организации направят требование об уплате земельного налога, если:

  • выявлена недоимка по результатам рассмотрения инспекцией представленных пояснений и/или подтверждающих документов;
  • недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и/или документов.

Таким образом, последнюю декларацию по земельному налогу необходимо сдать за 2019 год.

Затем платить налог на землю нужно на основании сообщений из ИФНС, как это делают физлица.

Данные поправки предусмотрены п. 25–26 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ. Так, ст. 398 НК РФ о декларации по земельному налогу признана утратившей силу, но с 2021 года.

Новый порядок получения льгот

Согласно новой редакции п. 10 ст. 396 НК РФ (абз. 2 подп. «б» п. 24 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ), с 2020 года юрлица применяют льготы по земельному налогу в заявительном порядке.

К заявлению о предоставлении льготы можно приложить документы, подтверждающие право на них.

Заявление на льготу могут рассматривать дольше

На основании новых абзацев 5-7 в п. 3 ст. 361.1 НК РФ (добавлены подп. «б» п. 66 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ) ИФНС с 200 года получили право продлевать срок рассмотрения заявления на льготу по земельному налогу.

Общий срок составляет 30 рабочих дней, если инспекция не будет направлять запрос о земельном участке (участках) в другие ведомства. С 2020 года его могут продлить – максимум на 30 дней по решению руководителя ИФНС или его зама. И об этом инспекция должна известить организацию (ИП).

Потому налогоплательщик получит уведомление, из которого узнает, дали ему льготу или отказ.

В уведомлении о предоставлении льготы по земельному налогу должны быть указаны:

  • основания её предоставления;
  • объекты налогообложения;
  • периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота.

В сообщении об отказе от предоставления льготы должны быть:

  • основания отказа;
  • объекты налогообложения;
  • период, с которого налоговая льгота не предоставляется.

Новый срок уплаты налога

С 2021 года установлены единые сроки уплаты (с периода 2020 г.) организациями транспортного и земельного налогов – не позже 1 марта следующего года. Для авансовых платежей – не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

Это означает, что местные власти больше не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Земельный налог в налоговом кодексе в 2020 году

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал нормы Кодекса, которые касаются порядка уплаты земельного налога. В частности, урегулированы отдельные спорные моменты. Большинство нововведений начнет действовать с 01.01.2020. Рассмотрим их подробнее.

Изменился срок для уплаты налога

Сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему теперь регулируются только НК РФ. Органы власти муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя лишены полномочий устанавливать на подведомственной им территории иные сроки внесения платежей по этому налогу (п. 72, 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

При этом за местными органами власти сохранилось право определять порядок уплаты земельного налога, а именно – с авансовыми платежами либо без них (п. 5 ст. 396 НК РФ).

В соответствии с поправками налог по итогам года необходимо уплатить не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи (если они предусмотрены нормативным актом органа власти) – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. “б” п. 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Напомним, что отчетные периоды по земельному налогу – первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 393 НК РФ).

Сейчас местные органы власти вправе по своему усмотрению определять сроки для внесения платежей по налогу. Но срок для уплаты налога по итогам года не может быть установлен ранее 1 февраля (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Впервые по новым правилам налог нужно перечислить в 2021 году за 2020 год (ч. 7, 17 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Читать еще:  Затопило квартиру - что делать в подобном случае

Доначисление налога при использовании сельскохозяйственных участков не по назначению

Налогообложение сельскохозяйственных участков, а также участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, осуществляется по пониженной ставке.

Местные органы власти должны установить ее в размере не более 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В случае нецелевого использования участка налог необходимо рассчитывать с применением ставки, предусмотренной для “прочих” земель. Она установлена пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и не может превышать 1,5%.

Минфин России и ФНС России уточняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором уполномоченный орган вынес решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2018 № БС-4-21/25914@, от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@, Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@).

В настоящее время проверку соблюдения земельного законодательства в части целевого использования с/х земель осуществляют органы Россельхознадзора (п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1). Если специалисты упомянутого ведомства выявят, что земельный участок используется не по назначению, составляется протокол об административном нарушении. Его копию направляют в налоговую инспекцию. На этом основании инспекция вправе доначислить плательщику земельный налог. Такие пояснения Минфина России содержатся, в частности, в письме от 13.10.2017 № 03-05-04-02/67093.

Законом № 325-ФЗ указанные положения теперь закреплены в новом п. 18 ст. 396 НК РФ, вступающим в силу с 01.07.2020 (пп. “г” п. 76 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Новой нормой регламентированы сроки, в течение которых проверяющие Россельхознадзора обязаны сообщать в налоговый орган сведения о:

  • выданных налогоплательщикам предписаниях об устранении нарушений, связанных с использованием с/х участка не по назначению;
  • устранении налогоплательщиком выявленных нарушений;
  • об отмене вынесенных предписаний.

Отметим, что поправками не установлены какие-либо специальные нормы относительно особенностей расчета налога по повышенной ставке. Полагаем, пересчет налога нужно будет производить так же, как и сейчас, то есть с периода, в котором выявлено нарушение, и до начала периода, в котором оно устранено либо отменено предписание о его устранении.

Признаки неиспользования земельных участков для с/х производства приведены в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Доначисление налога при использовании в предпринимательстве земельных участков для жилищного строительства

Поправками введено ограничение на применение пониженной ставки налога в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Так, если участок, приобретенный для целей такого строительства, используется в предпринимательской деятельности, уплата налога по пониженной ставке будет признаваться неправомерной (пп. “а” п. 75 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Споры плательщиков с налоговыми органами по поводу применения пониженной ставки земельного налога в случае, когда участок имеет вид разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства”, но фактически покупается для перепродажи, зачастую приводили к судебным разбирательствам. Арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу налоговых органов. Суды разделяют точку зрения финансового ведомства и приходят к выводу, что пониженная ставка предназначена для уплаты налога физлицами, которые используют такие участки непосредственно для жилищного строительства. Поэтому неправомерно распространение подобной льготы на ИП и организации, целью деятельности которых является получение прибыли (см. письма Минфина России от 08.05.2019 № 03-05-05-02/33743, от 21.02.2019 № 03-05-06-02/11312, определения Верховного суда РФ от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425, от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424, 29.02.2016 № 305-КГ15-13502).

Таким образом, позиция налоговых органов и судов теперь нашла отражение в НК РФ. Соответственно, споры по этому вопросу должны прекратиться.

Нововведения нужно применять с расчета земельного налога за 2020 год (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Дополнен перечень вариантов обращения за получением налоговой льготы

С 01.01.2020 не только физлица (в т.ч. ИП), но и организации, которые хотят воспользоваться льготами по земельному налогу, должны обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Мы писали новость об этом.

Заявление и документы, подтверждающие право на льготу, можно подать на бумажном носителе (лично или по почте) либо в электронном виде (через оператора электронного документооборота).

Поправками уточняется, что обратиться в налоговый орган с заявлением и оправдательными документами плательщик сможет и через МФЦ (п. 73 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Физлица (в т.ч. ИП) могут на практике применять эту норму с 29.09.2019 г. (ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ), а юрлица – с 01.01.2020 (пп. “б” п. 24 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию