Как органы опеки и попечительства функционируют в россии

Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства: основные положения

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

+7 (800) 550-38-47 – Россия

+7 (499) 553-09-05 – Москва

+7 (812) 448-61-02 – Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы – это быстро и бесплатно!

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года, а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах, которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес, телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на установление отцовства;
  • запрос характеристики на родителя;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика сиротства;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Читать еще:  Как добровольно отказаться от родительских прав на ребенка

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

Заключение

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Список законов

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Органы опеки и попечительства — задания органов и понятия

Органы опеки и попечительства совместно с обязанностями и структурой управляются Семейным кодексом России, Федеральным законодательством 06.10.1996 N 184-ФЗ, а также иными законодательными актами Российской Федерации.

Понятия относительно органов попечительства и опеки

Служба опеки и попечительства с сокращением СОП является государственным учреждением, уполномоченным брать под опеку недееспособных и несовершеннолетних физических лиц. Данными органами осуществляется исполнительная власть в каждом регионе России.

Служебный строй и функционирование регламентирует Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24 апреля.2008 г. и Гражданский и Семейный Кодексы.

Данная отдельная организация по опеке и попечительству располагается не в каждом населенном пункте, округе и поселении, органами городского управления берутся полномочия по организации надзора над лицами несовершеннолетними, полностью или частично недееспособными, что предусматривает российское законодательство.

В практических целях действие ориентируется на округи федерально значимые – столица и Санкт-Петербург. Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ обозначается ряд полномочий, заданий и ограничений органами опеки по всей стране.

СОП функционирует наряду с другими государственными структурами. Медицина, социальная сторона, образование, жилищные учреждения, которые дают постоянное сотрудничество. В перечень входят школы и высшие учебные заведения, лечебницы, общежития. Они в себя включают исполнение задач СОП.

Отдел опеки, где осуществляется управление над выполнением задач СОП, занимается регулированием процесса патронажа во временных рамках, качественных, защиты прав и свобод лиц, на временной или постоянной основе пользующихся помощью по причине ограниченных возможностей.

Есть возможность функционирования как отдела или как части определенного департамента в государстве. Нет никаких отражений на заданиях и обязанностях, которые имеет отдел опеки и попечительства .

В составе штатов находится инспектор, специалист, консультант специальной подготовки, а также в узкой направленности и квалификации.

Проверка подготовительного, квалификационного положения работников опекающих органов, а также предоставление методической литературы для функционала и управления регламентируются Правительством Федерации.

Государственный портал органов попечительства и опеки – это страница региональных министерств или образовательных департаментов. Граждане могут уточнить необходимые факты, пройти консультацию или же получить адресные данные органов опеки и попечительства и другую уточняющую информацию.

Читать еще:  Положено ли ребенку инвалиду право на земельный участок

Задания попечительских органов

Статья 7 закона Российской Федерации о попечительстве обозначает обязанности, которые имеют органы опеки на государственном уровне:

  1. Защита прав, интересов физических лиц, нуждающихся в государственной поддержке.
  2. Слежение за выполнением обязанностей граждан или юридических лиц, которые несут ответственность за жизнь граждан с ограниченными или частично ограниченными возможностями.
  3. Контроль целостности и сохранности имущества граждан, не достигших совершеннолетия, или граждан с ограниченными возможностями, находящихся в опеке заведений воспитательного типа.

Данные учреждения имеют иные задания, предписанные на законодательном уровне:

  • защита прав лиц до 14 лет, которые проживают с биологическими родителями или на опекунстве;
  • профилактическая деятельность, берущая под надзор всех граждан до 14 лет.

Обязанности

Статья 8 законодательства России говорит об обязанностях СОП:

  • фиксирование и ведение учета недееспособных лиц;
  • подача ходатайства о назначении гражданина недееспособным или реабилитации его как полностью здорового человека;
  • установка опекунства над несовершеннолетним гражданином;
  • контроль за деятельностью граждан, оказывающих воспитание и присмотр, проверка условий проживания недееспособного лица, снятие с опекуна его обязанности по завершению срока судебного решения или же ненадлежащее выполнение задач опекунов;
  • руководство сделок с имуществом граждан, на которых накладывается опека;
  • регистрация и ведение учета претендентов на опекунство и попечительство;
  • отстаивание законных интересов недееспособного лица;
  • предоставление информации о возможном нахождении для лица семьи.

Также осуществляются некоторые отдаленные задания СОП, которые также предусматривает законодательство РФ:

  • соглашение для установления родительских прав;
  • запрашивание информации о родителях;
  • согласие на определение опекуном дохода несовершеннолетнего ребенка;
  • решаются возникшие проблемы относительно недвижимого имущества;
  • соблюдаются права и обязанности каждой из сторон;
  • ведется контролирование и своевременная отчетность опекунов;
  • профилактические действия относительно сирот;
  • выявляется факт нарушенных гражданских прав и представительство в буде пострадавшей стороны.

Если осуществляется переезд

Если несовершеннолетнее лицо и его опекун или попечитель сменят место проживание, тогда регистрацию и контроль за ним осуществляют уже по другому адресу, в зависимости от нахождения граждан. В связи с этим СОП оформляется перемена адреса проживания, пересылают дело физического лица, находящегося под опекой и сменившего адрес проживания, в течение 3 рабочих дней со дня подачи опекуном информации о смене адреса.

Задания и полномочия в полном объеме возлагает на себя другой попечительский орган по иному месту проживания с того момента, когда получается личная информация. Гражданина также будут держать под контролем попечительского органа по тем же правилам, но в другом населенном пункте. Задания и вопросы по законодательной базе остаются едиными по всей территории России, это относится к качеству выполнения заданий СОП.

Органы опеки и попечительства РФ: полномочия и функции

Органы опеки и попечительства – это службы государственного значения, на которых возложена задача защищать интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они относятся к органам исполнительной власти или местного самоуправления и осуществляют свои функции на всей территории РФ. Поэтому все, у кого есть маленькие дети, время от времени сталкиваются с представителями ООП.

Что собой представляет опека и попечительство

Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Читать еще:  Как и где получить снилс на новорожденного ребенка

Законодательство

Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который предусматривает основные права и обязанности органов ООП и круг их полномочий.

Отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами. Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами:

  • от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширен.

Ссылка на основную публикацию