Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания

Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания

Граждане других стран, прибывшие на территорию Российской Федерации, обязаны встать на миграционный учет. Регистрация иностранных граждан в России должна быть оформлена вне зависимости от гражданства, статуса в РФ, наличия визы и ее типа.

Иностранные граждане, прибывшие на территорию России, должны встать на миграционный учет не позднее 7 рабочих дней, не считая дня въезда в РФ. Однако здесь также есть исключения: иностранцам из некоторых стран отводятся иные сроки для регистрации прибытия иностранного гражданина. Например, для граждан из ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) – срок увеличен до 30 дней с момента въезда, а для граждан Таджикистана – 15 дней. Также стоит отметить, что зарубежные сотрудники, имеющие статус ВКС, тоже имеют право отсрочки на срок до 90 дней.

Важно: безвизовый режим не освобождает подданных других государств от регистрации!

Как сделать регистрацию иностранному гражданину?

Оформление временной регистрации иностранных граждан не является трудоемким и сложным процессом, однако здесь очень много тонкостей и особенностей, о которых необходимо знать заранее.

Официально регистрация иностранных граждан оформляется в следующих органах:

  • в территориальном органе ГУВМ МВД:
  • в многофункциональном центре (МФЦ);
  • на почте РФ.

Регистрация зарубежных гостей в РФ представляет собой процедуру уведомления органов власти о факте прибытия иностранца на территорию Российской Федерации. В стандартном режиме от иностранного гражданина для получения временной регистрации по месту пребывания требуется предоставить такие документы:

  • Паспорт иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • Миграционная карта (выдается при пересечении границы);
  • Основание для нахождения на территории РФ (виза любого типа, разрешение на работу и др.).

Далее, в зависимости от принимающей стороны, потребуются дополнительные документы, подтверждающие возможность оформления регистрации для иностранных граждан.

Обычно процесс постановки на миграционный учет занимает непродолжительное время. Зарубежный гость получает отрывную часть бланка уведомления с отметкой УВМ МВД о приеме уведомления, которую он обязан носить с собой при нахождении в России. Когда наступит момент отъезда из РФ, иностранцу необходимо также взять регистрацию с собой, т.к. на пограничном контроле могут спросить о ее наличии. Однако дополнительных манипуляций по снятию с миграционного учета не требуются ни от гостя, ни от принимающей стороны.

Образец регистрации иностранного гражданина

Фото регистрации для иностранца (лицевая сторона)

Фото регистрации для иностранца (оборотная сторона)

Процедура временной регистрации иностранного гражданина в РФ регламентируется Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Важно помнить, что ежегодно редакция закона терпит поправки и дополнения, поэтому нужно следить за информацией, чтобы не допустить нарушений закона, которые могут повлечь за собой проблемы для иностранного гражданина в России в будущем. В 2018 году порядок регистрации иностранного гражданина по месту пребывания претерпел изменения в связи с подписанием ФЗ № 163 от 27 июня 2018 года. По новым правилам регистрация временного пребывания иностранных граждан возможна только по месту фактического проживания.

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания

После прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства (далее в данной статье – иностранного гражданина) к месту своего пребывания на территории России ему следует побеспокоиться об оформлении регистрации по месту пребывания (о постановке на миграционный учет по месту пребывания).

Или, если быть точнее, то ему необходимо в установленном порядке, с соблюдением соответствующих сроков выполнить свою прямую обязанность и обратиться к принимающей стороне по вопросу оформления учета (регистрации) по месту пребывания.

Следует знать, что иностранный гражданин, прибывший на территорию России и не имеющий права на проживание (временное или постоянное) на ее территории, имеет право исключительно на временное пребывание в России.

Это означает, что он может оформить только миграционный учет по месту пребывания. Право на регистрацию по месту жительства у него отсутствует.

Иностранному гражданину следует неукоснительно соблюдать установленные российским законодательством правила регистрации по месту пребывания, так как это его обязанность.

За нарушение режима пребывания на территории страны (а также правил въезда в Россию) предусмотрена очень серьезная административная ответственность в виде административного штрафа и, в некоторых случаях – в виде административного выдворения за пределы России (ст. 18.8. КоАП РФ).

Читать еще:  Реквизиты для оплаты госпошлины: как узнать и заполнить квитанцию

Хотелось бы обратить внимание, что в повседневной жизни миграционный учет (регистрацию) по месту пребывания очень часто еще называют временной регистрацией или временной пропиской иностранного гражданина. Но это не верно.

Поэтому во избежание в будущем при чтении статей данного раздела нашего сайта путаницы хотелось бы сразу же обратить особое внимание: для всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства российское законодательство на территории страны предусматривает только два, своего рода, вида регистрации: учет (регистрация) по месту пребывания (аналог временной регистрации или временной прописки), которую мы и рассматриваем в данном разделе нашего сайта, а также регистрацию по месту жительства (аналог постоянной регистрации или постоянной прописки).

О регистрации по месту жительства постоянно проживающих в России иностранных граждан читайте в этой статье нашего сайта. регистрация по виду на жительство.

Давайте внимательно рассмотрим все важные обстоятельства, связанные с регистрацией по месту пребывания иностранных граждан, временно прибывших на территорию России либо изменивших место прежнего временного пребывания на территории страны, и при этом не имеющих права на временное проживание (т. е., не имеющих разрешения на временное проживание в России) либо права на постоянное проживание (т. е., не имеющих вида на жительство в России).

Действия иностранного гражданина при оформлении миграционного учета

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в России носит уведомительный характер.

Это означает, что при выполнении принимающей стороной и иностранным гражданином своих обязанностей в связи с миграционным учетом по месту пребывания, соответствующие чиновники не имеют права отказать в его оформлении по каким-либо надуманным причинам, например, из-за соображений нецелесообразности.

Итак, для оформления регистрации по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания на территории России обязан предъявить (но не передать!) принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и гражданскую принадлежность, а также миграционную карту.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что при оформлении иностранному гражданину миграционного учета по месту пребывания изъятие у него принимающей стороной документа, удостоверяющего личность (национального паспорта) и миграционной карты категорически запрещено.

В случае прибытия иностранного гражданина в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания на территории России.

Как не удивительно, на этом обязанности прибывшего в Россию иностранного гражданина по осуществлению миграционного учета по месту пребывания заканчиваются.

Ему остается лишь после оформления регистрации по месту пребывания получить от принимающей стороны отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания с проставленной отметкой о приеме указанного уведомления.

Кто может являться принимающей стороной при регистрации по месту пребывания

Давайте разберемся, кто же в соответствии с российским законодательством может быть принимающей стороной при оформлении иностранному гражданину регистрации по месту пребывания на территории России.

Принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина стороной могут являться – гражданин России или постоянно проживающий в России (имеющий вид на жительство в России), иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Именно указанные физические лица и являются на практике самыми распространенными представителями принимающей стороны.

Однако следует знать, что в соответствии с российским законодательством принимающей стороной могут также являться, например, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства и т. п.

Таким образом, как видно, регистрация иностранного гражданина по месту пребывания (в отличие от регистрации иностранного гражданина по месту жительства), может осуществляться как в жилые, так и в нежилые помещения.

В каких случаях иностранный гражданин должен лично обратиться по вопросу оформления регистрации по месту пребывания

Ранее мы рассмотрели общее правило, в соответствии с которым по вопросу оформления регистрации по месту пребывания иностранному гражданину следует обратиться к принимающей стороне.

Однако, из общего правила имеются исключения, если:

Прибывший в Россию иностранный гражданин имеет право собственности на жилое помещение, которое находится на территории страны, то он может заявить это помещение в качестве места своего временного пребывания.

Читать еще:  Материальная помощь которая не облагается ндфл: список ситуаций

Это означает – он имеет право оформить в нем миграционный учет по месту пребывания.

Для его оформления данный иностранный гражданин должен лично представить уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

К указанному уведомлению, наряду с миграционной картой и документом, удостоверяющим личность, также необходимо дополнительно приложить копию документа, который подтверждает право собственности на соответствующее жилое помещение.

Но, с другой стороны, в соответствии с российским законодательством в данном случае иностранный гражданин имеет право и не представлять документы или их копии, подтверждающие право пользования жилым помещением, если имеющиеся в них сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

Имеются подтвержденные документально уважительные причины, которые не дают возможности принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

В этом случае для регистрации по месту пребывания данное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно соответствующим иностранным гражданином.

К указанному уведомлению и другим необходимым документам, также необходимо дополнительно приложить документы, подтверждающие уважительность причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление, а также копию документа, удостоверяющего личность гражданина России или постоянно проживающего в России иностранного гражданина, являющегося принимающей стороной либо копию документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации, выступающей в качестве принимающей стороны.

Порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (далее Федеральный закон) сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, а также об их перемещениях.

Требованиями этого Регламента должны руководствоваться сотрудники подразделений по вопросам миграции при осуществлении миграционного учета иностранных граждан.

Миграционный учет включает в себя:

регистрацию иностранных граждан по месту жительства;

учет иностранных граждан по месту пребывания.

Сразу следует отметить, что иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ, то есть имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

В отличие от вышеуказанных категорий иностранных граждан, временно пребывающие в РФ иностранные граждане, то есть не имеющие ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание в РФ, подлежат только учету по месту пребывания.

В настоящей статье мы рассмотрим порядок учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания (миграционного учета по месту пребывания).

Процедура оформления разрешения на временное проживание в РФ рассмотрена здесь, вида на жительство здесь.

Основания для учета по месту пребывания

Таким образом, регистрация иностранных граждан по месту пребывания в отличие от регистрации российских граждан по месту пребывания может производиться не только в жилые, но и в нежилые помещения.

Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. В качестве основания закон также указывает отсутствие у иностранного гражданина места жительства.

Постановке на миграционный учет подлежат следующие категории иностранных граждан.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – по истечении 7 дней со дня прибытия в место пребывания.

Исключения составляют случаи, когда иностранный гражданин:

не имеет места жительства;

находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

Временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Исключения составляю случаи, когда иностранный гражданин:

находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

Читать еще:  Льготы и пособия опекунам несовершеннолетних детей в 2020 году

находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

Об особенностях регистрации по месту пребывания на территории РФ жителей ДНР и ЛНР вы можете узнать из содержания этой статьи.

Порядок постановки на учет по месту пребывания

В обязанности иностранного гражданина, подлежащего учету по месту пребывания, входит:

По прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ.

После направления принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания получить от нее отрывную часть бланка уведомления.

Все действия по постановке на учет по месту пребывания осуществляются принимающей стороной, иностранный гражданин не должен обращаться по этому вопросу в какие-либо организации и представлять необходимые документы.

Принимающая сторона, получив от иностранного гражданина документ, удостоверяющий личность и миграционную карту, обязана:

1. Представить в органы миграционного учета в установленные сроки уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Сделать это можно следующими способами:

непосредственно обратившись в орган регистрационного учета;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

в установленном порядке почтовым отправлением.

Принимающая сторона не имеет права изымать у иностранного гражданина представленные документы. Все документы, переданные принимающей стороне иностранным гражданином, подлежат возврату.

2. Передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

В некоторых случаях, предусмотренных Федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в место пребывания, может самостоятельно представить уведомление в орган регистрационного учета:

наличие документально подтвержденных уважительных причин, которые препятствуют принимающей стороне выполнить свои обязанности по направлению в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;

наличие у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории РФ, дает ему право заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

При получении органом миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания производится постановка указанных граждан на учет по месту пребывания.

Принимающая сторона

В соответствии с Федеральным законом, принимающей стороной при постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан является:

гражданин Российской Федерации;

иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории РФ, то есть имеющий вид на жительство в РФ;

юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В отношении членов своей семьи в качестве принимающей стороны может выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, являющийся высококвалифицированным специалистам и имеющий в собственности жилое помещение на территории России.

Комментарии

Добавить комментарий

Обратная связь

Законодательство о гражданстве Российской Федерации, является довольно сложным и многообразным. Разобраться в нем не всегда под силу даже опытным юристам. В него регулярно вносятся изменения, которые призваны упростить процедуру приема в гражданство. Указанные изменения вносились в действующее законодательство в течение нескольких последних лет.

Вопросы гражданства Российской Федерации, которым посвящены статьи нашего сайта, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом практики его применения. Авторы статей – юристы, имеющие опыт практической работы в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ.

Если вы столкнулись с проблемой или возник вопрос, ответа на который нет в материалах нашего сайта, вы можете задать его нашим юристам непосредственно на сайте или позвонить по указанным телефонам.

Единый федеральный номер (ежедневно 9.00 – 23.00)

Москва и область (ежедневно 9.00 – 23.00)

Санкт-Петербург и область (ежедневно 9.00 – 23.00)

Мы надеемся, что, изучив информацию, размещенную на сайте и, используя наши рекомендации, вы сможете эффективно отстаивать свои права при обращении по вопросам гражданства самостоятельно или с помощью наших юристов.

Ссылка на основную публикацию