Зачем введены нормативы потребления коммунальных услуг

Смысл и размер норм потребления коммунальных услуг

О таком понятии, как нормативы потребления коммунальных услуг, слышали практически все физические лица, однако далеко не каждый человек знает, чему они равны. В данной статье будут приведены числовые значения нормативов, а также рассказано, в каких ситуациях пользователям может понадобиться информация подобного рода. То, чему равна норма потребления определенной коммунальной услуги, решает Правительство Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Если физическое лицо использует коммунальный ресурс в объеме, выходящем за рамки установленной законодательством нормы, то оно либо будет обязано оплачивать его по повышенной тарифной ставке, либо лишиться такой привилегии, как субсидия. Поэтому перед тем как подавать документацию на перерасчет, думая, что начисленная сумма, которая прописана в квитанции, значительно больше, чем должна быть на самом деле, настоятельно рекомендуем обратить внимание на количество потребленного ресурса и сопоставить его с действующими нормативами.

Поскольку не все коммунальные ресурсы измеряются в одинаковых единицах, то для каждого из них был разработан свой отдельный норматив. Любой норматив имеет несколько числовых значений. Это связано с тем, что нормы потребления напрямую зависят от количества физических лиц, проживающих на территории одного и того же имущественного объекта, года его постройки, муниципальной категории, числа этажей, а также некоторых других деталей.

Социальные нормы использования воды

Поскольку ни один человек не может представить свою жизнь без воды, то в первую очередь предлагаем обсудить именно эту коммунальную услугу. Правительством России были утверждены следующие цифры, являющиеся предельным порогом использования водного ресурса для предоставления социальных услуг:

  • 2,4 кубических метра — этому значению равна норма холодной воды, подаваемой в жилищное помещение через централизованную систему, если на его территории проживает одно физическое лицо. Таким образом, если собственник имущественного объекта израсходовал 2,41 кубических метра, то на предоставление субсидий или любых других социальных бонусов ему не стоит рассчитывать. Если жилищный дом не связан с централизованным водоснабжением, то месячная норма холодной воды несколько увеличивается и составляет четыре кубических метра.
  • 1, 6 кубических метра — данный параметр потребления определен для горячего водоснабжения. Как известно, за такой ресурс, как горячая вода, физические лица вынуждены платить больше, чем за холодное водоснабжение, поскольку расходуется дополнительное тепло на подогрев. В связи с этим нецелесообразно устанавливать социальные нормы потребления за горячую и холодную воду одинакового размера. Воспользоваться субсидией выйдет только в том случае, если количество израсходованной горячей воды не превышает лимит, который составляет 1,6 кубических метра.
  • 4 кубических метра — такая цифра утверждена в качестве норматива потребления особой коммунальной услуги, именуемой водоотведением. Поскольку использованную воду необходимо утилизировать из жилых помещений, то без водоотведения никак не обойтись. Норматив для данной услуги равен четырем кубическим метрам. Это объясняется тем, что помимо отвода холодной воды, необходимо то же самое производить и с горячей водой. Два норматива, приведенные в вышеописанных пунктах, как раз и дают в сумме цифру четыре (2,4+1,6=4). Обращаем отдельное внимание, что данная норма установлена для водоотведения, принадлежащего к централизованному типу.

Нормы по отоплению за 2019 год

На такой коммунальный ресурс, как электрическая энергия, распространяется одновременно несколько предельных норм использования. Каждая из них предназначена для особого случая и зависит от целого ряда факторов. Если речь идет о предельных нормативах использования отопления, причем не только физическими лицами, являющимися владельцами имущественных объектов, но и арендаторами помещений, то на данные показатели влияет количество этажей постройки, а также к какой группе муниципальных образований она принадлежит.

Следует отметить, что вся информация, имеющая отношение к нормам потребления электрической энергии, а также энергосбережению, представлена в Федеральном законе под номером 261, который вступил в действие 23 ноября 2009 года.

В холодные времена года возникает необходимость в использовании отопления, стоимость за которое в большинстве случаев начисляется исходя из нормативов, измеряющихся в гигакалориях, приходящихся на один квадратный метр имущественного объекта. Если жилое помещение, в котором от пяти до девяти этажей, было построено более девятнадцати лет назад, то действуют такие нормы – 0.283, 0.294, 0.285, 0.279 и 0.287. Первое значение приведено для первой категории муниципальных учреждений, а последнее, соответственно, для пятой.

Зачем введены нормы потребления

Правительство Российской Федерации опубликовало специальное постановление, имеющее номер 354. В 42 пункте данного документа отмечено, что размер денежной суммы, которую физическое лицо будет обязано выплатить за предоставленную ему коммунальную услугу, вычисляется в соответствии с показаниями, отображенными на приборах учета (счетчиках). Однако если у пользователя не имеется измерительного прибора подобного рода, то по действующему законодательству в его обязанности не входит установка данного устройства, а цена за коммунальные услуги начисляется на основании норм потребления. Тот же факт отображен и в первом пункте статьи под номером 157 Жилищного кодекса.

Помимо того, российским законодательством предусмотрена специальная услуга социального типа, предназначенная для особой категории физических лиц, которая называется субсидией. Она принадлежит к виду материальных выплат, выделяющихся из бюджета государственных органов тем потребителям, которые в силу уважительных обстоятельств не могут оплачивать коммунальные тарифы в полном размере. Однако даже если определенному гражданину по закону полагается субсидия, то при нарушении некоторых условий он ее может не получить. К примеру, если превысит нормативы использования коммунальных ресурсов.

Читать еще:  Как рассчитать пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2020 году

Некоторые нормы потребления являются нецелочисленными значениями, а дробными. Если потребитель использует тот или иной коммунальный ресурс в объеме, который больше норматива хотя бы на одну десятую или сотую, то на предоставление социальной скидки ему рассчитывать не стоит.

Также может возникнуть ситуация, когда лимит не был превышен, но исходя из суммы, прописанной в едином платежном документе, субсидия не начислена. В первую очередь, необходимо узнать, по какой причине социальная скидка не была сделана. Если в качестве основания управляющая компания озвучит такую причину, как превышение установленных норм использования коммунального ресурса, а пользователь сможет доказать обратное, то ему необходимо подать на перерасчет и восстанавливать справедливость.

Поскольку в законодательные акты постоянно вносятся изменения, то потребитель по причине незнания того, что лимит на коммунальные услуги понизился, может выйти за его рамки и лишиться права на получение субсидии. В связи с этим настоятельно рекомендуем следить за нововведениями законов.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца – исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Читать еще:  Как и куда перевести накопительную часть пенсии

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Нормативы потребления коммунальных услуг

На сегодняшний день практически все граждане страны получают те или иные коммунальные услуги. При этом возможность установки специальных приборов для учета потребляемых ресурсов есть не всегда. Для таких ситуаций предусмотрены нормативы потребления коммунальных услуг, на основании которых формируются платежные счета.

Зачем нужны нормативы потребления коммунальных услуг

Различными коммунальными услугами пользуется большая часть населения страны, особенно в городах. Объемы использования у всех разные и для определения значения, на основании которого в дальнейшем будут формироваться счета на оплату, используются специальные приборы учета – счетчики. Полученное значение по каждому отдельному виду услуги умножается на коэффициент (тариф) и в итоге определяется конечная сумма.

На размер тарифа влияют многие факторы: действующие нормы, время года, регион проживания и другие. Таким образом, ежемесячный платеж с каждой квартиры пропорционален объему получаемых ресурсов, что является максимально честным.

Принятый в 2009 году Федеральный закон № 261 – ФЗ закреплял обязательность установки приборов учета всеми собственниками жилых помещений. При этом каких-либо мер юридической ответственности не предусматривалось. Начиная с 2015 года, счета для граждан, у которых отсутствуют приборы контроля, стали формироваться на основании повышающих коэффициентов, независимо от реального объема потребления.

Данное правило применяется только в случаях наличия технической возможности монтажа счетчиков.

В действительности это получается сделать не всегда (аварийное состояние жилого помещения, необходимость проведения реконструкции и иные причины).

Для расчета ежемесячного платежа в этой ситуации применяются специальные стандарты, которые определяются в виде среднего значения на каждого проживающего человека. Формула расчета является сложной, поскольку включает в себя большое количество параметров и учитывает много дополнительных особенностей.

Установление нормативов потребления коммунальных услуг является обязанностью Правительства РФ. В настоящий момент действует Постановление Правительства РФ № 306, а также целый перечень иных нормативных правовых актов, принятых на уровне субъекта и муниципалитета.

Читать еще:  Как проходит неторжественная регистрация брака

С 2012 года действует распоряжение правительства об установлении социальных норм потребления. Однако изначально правила действовали только на нормативы электроэнергии и только в нескольких субъектах. Для того, чтобы узнать о социальной норме в своем регионе, следует изучить местное законодательство.

Для каждого вида предусмотрены собственные правила установления нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому их следует разобрать по отдельности.

Норматив потребления услуги по электроснабжению

Электроэнергия является самым дорогим ресурсом для жильцов, при этом объемы ежегодного расходования только увеличиваются. Норма потребления электроснабжения формируется исходя из следующих факторов:

  • наличие лифтов в многоквартирном доме, их количество;
  • способ отопления МКД (централизованное, либо через индивидуальные нагреватели);
  • газификация дома (поскольку от этого зависит тип используемой плиты);
  • площадь жилого помещения, количество комнат и число проживающих человек.

В каждом регионе действуют собственные нормы, узнать которые можно из нормативных правовых актов местного уровня. На их принятие влияют многие факторы: географическое расположение, развитость региона и другие.

Однако во всех случаях при установлении стандартов действует общее правило: количество ежемесячных кВт на каждого жителя обратно пропорционально числу проживающих в помещении людей. Например, если на 1 жителя квартиры в месяц приходит 200 кВт, то на 2 будет приходиться по 120 кВт каждому. Таким образом происходит постепенное уменьшение, зависящее от количества жильцов.

Норматив потребления услуги по водоснабжению

Данные нормы устанавливаются по количеству использованных кубометров 1 человеком за прошедший месяц. При этом значение коэффициента может варьироваться даже внутри одного субъекта. Это связано с особой сложностью формулы, которая учитывает сразу множество факторов:

  • район расположения МКД, а также его этажность;
  • общее состояние системы водоснабжения;
  • благоустроенность дома.

При расчете коэффициентов для горячей воды и отведения сточных вод также используются данные показатели. На основании полученных результатов устанавливается определенное количество кубометров, которое тратит 1 человек на какое-либо действие в месяц (например, прием ванны).

В результате сложения всех пунктов получается итоговое ежемесячное значение на 1 человека. В отличие от норм электроснабжения, водоснабжению не характерно существенное снижение при увеличении количества жителей.

Поскольку расчет показателей связан с использованием ряда субъективных параметров, полученные значения зачастую не соответствуют действительности и значительно завышены.

Затраты на водоснабжение, оставшиеся после вычета нормативов и показаний по приборам учета списываются на общедомовые нужды. Иногда применяется практика по распределению остатков между всеми жильцами, у которых не установлены приборы учета.

Норматив потребления услуги по отоплению

Порядок определения нормативов за теплоснабжение зависит от конкретного способа отопления дома (централизованное, печное, электрическое). Для расчета также имеют значение: площадь жилого помещения, материалы из которых построен дом, средняя годовая температура в регионе.

В общем виде формула выглядит, как произведение площади на региональный коэффициент на тариф, установленный Правительством РФ.

Нормы потребления общедомовых коммунальных услуг

Помимо индивидуального использования коммунальных услуг каждым жителем дома, существуют общедомовые расходы, которые идут на содержание имущества МКД.

Обычно для расчета используются общедомовые счетчики, по которым службы определяют объем предоставленных ресурсов, на основании чего формируются платежные документы. Если общедомовых приборов учета нет, возможны следующие варианты:

  • высчитывается разница между общим значением предоставленных ресурсов и индивидуальным потреблением, согласно показаниям квартирных счетчиков. Полученная разница распределяется между всеми собственниками жилых помещений пропорционально имеющийся доли в общедомовом имуществе;
  • при отсутствии общедомовых и квартирных счетчиков, расчёт производится по действующим нормативам.

Отсутствие общедомового счетчика зачастую связано с повышенными расходами для всех жителей МКД. На практике энергетические компании возлагают свои убытки, связанные с авариями и иными проблемами на жителей домов, у которых отсутствуют приборы учета.

Важно отметить, что собственники жилых помещений не обязаны оплачивать ресурсы сверх установленных норм. Законом предусмотрено, что в таком случае компания-поставщик берет расходы и убытки на себя. Таким образом дополнительно защищаются права жителей многоквартирным домов.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Порядок расчета стоимости по нормативам

В порядке, установленном Правительством РФ, органы государственной власти на уровне субъектов определяют нормативы по использованию, а также тарифы за предоставление коммунальных ресурсов.

Если приборы учета отсутствуют, составление платежных документов происходит на основании действующих тарифов и стандартов.

Поскольку рассчитать точное значение в этом случае невозможно, житель должен оплачивать предполагаемый объем полученных коммунальных ресурсов. При этом отклонение может быть, как в пользу жителя, так и в пользу компании.

Если приборы учета отсутствуют в связи с бездействием собственника, либо его нежеланием, когда есть реальная техническая возможность установки счетчиков, при расчете применяются специальные коэффициенты. Постановлением Правительства РФ предусмотрены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, которые должны использоваться в подобных ситуациях.

Начиная с 2017 года услуги по горячему и холодному водоснабжению имеют коэффициент 1.7. С большой вероятностью его будут повышать в дальнейшем, поэтому для многих жителей имеет смысл задуматься об установке квартирных счетчиков.

Ссылка на основную публикацию