Система платон и транспортный налог – сколько кому платить

Транспортный налог и система Платон (нюансы)

Правовой смысл облегченного порядка взимания платы в систему «Платон»

С началом работы системы «Платон» (в ноябре 2015 года) началась волна критики и негативных комментариев в отношении новых обязательных платежей. Кроме того, против системы «Платон» пытались бороться и юридическими методами.

Одной из основных претензий к новому сбору было то, что один и тот же объект (большегруз) облагается одновременно 2 платежами с примерно одинаковым назначением:

  • транспортным налогом (гл. 28 НК РФ), одним из основных назначений которого является содержание в приемлемом состоянии автодорог;
  • платой за проезд по федеральным автодорогам (постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504), средства от взимания которой также должны направляться на ремонт дорог.

Единственным отличием между этими «поборами» было то, что транспортный налог — региональный, а платежи в «Платон» — федеральные. Но для обычных владельцев большегрузов, вынужденных платить и то, и другое, на практике такая разница роли не играла.

О том, какие авто относятся к числу большегрузов, читайте в статье «Система Платон – какие машины под нее попадают?».

В связи с этим, несмотря на то что КС РФ в своем постановлении от 31.05.2016 № 14-П/2016 заключил, что плата в системе «Платон» не содержит признаков налога, жизнь владельцам тяжелых грузовиков решено было облегчить. Сделал это закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, внесший очередные корректировки в НК РФ и позволивший снизить нагрузку плательщика транспортного налога за счет платежей в систему «Платон».

ВАЖНО! Новый порядок расчета транспортного налога затронул и порядок отнесения его сумм на расходы для целей расчета налога на прибыль (доходы). Общий смысл изменений: на суммы, пошедшие в зачет, нельзя одновременно уменьшить налоговую базу по прибыли (доходу). В рамках данного материала мы не будем останавливаться на этом моменте.

Об особенностях бухучета платы в «Платон» за большегрузы читайте в материале «Как отразить в бухучете плату в систему «Платон» — рекомендации Минфина».

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершает. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале “Вычет на “Платон” отменяется”.

В соответствии с редакцией НК РФ до 2019 года владелец большегруза имел право уменьшить сумму транспортного налога, причитающуюся к уплате за налоговый период (год), на сумму платежей в систему «Платон», сделанных за тот же период.

Если сумма платы в «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, последний не платился вовсе. Если платежи в «Платон» меньше, чем транспортный налог, доплате в региональный бюджет подлежала только разница.

Для обоснования права на уменьшение владелец грузового транспорта представлял в свою налоговую инспекцию пакет подтверждающих документов и заявление. Документы должны были содержать данные:

  • о владельце транспортного средства;
  • большегрузном (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) авто;
  • уплате платежей.

ФНС для этих целей рекомендует использовать отчеты, сформированные непосредственно в системе «Платон» (письма от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, от 26.08.2016 № БС-4-11/15777).

О том, как получить доступ в личный кабинет системы, читайте в статье «Система “Платон” — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

Транспортный налог за 2019 – 2020 годы

С 1 января 2019 года, как было отмечено выше, отменяется вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который транспорт с разрешенной максимальной массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения. То есть на сумму платежей в “Платон” нельзя уменьшить сумму налога.

В связи с этим упраздняется ограничение на учет расходов по налогу на прибыль – теперь всю сумму платы в систему “Платон” можно учитывать в составе прочих расходов (закон “О внесении изменений. ” от 03.07.2016 № 249-ФЗ).
До 2018 года налогоплательщики не могли уменьшить налоговую базу по этому налогу на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами, зарегистрированными в системе “Платон” (п. 48.21 ст. 270, п. 2 ст. 362 НК РФ).

Итоги

Изменения в НК РФ, внесенные законом № 249-ФЗ, были призваны снизить налоговую нагрузку для тех, кто одновременно уплачивает и транспортный налог, и платежи в «Платон». Снижение предусмотрено за счет возможности уменьшить сумму транспортного налога к уплате на платежи, внесенные в систему «Платон». Но эта возможность была временной (до конца 2018 года), и планов по продлению такого порядка пока никто официально не озвучивал. В 2019 – 2020 годах нагрузка на владельцев большегрузов увеличена. Они теперь платят и в систему “Платон” и транспортный налог в полном объеме. Но есть и плюсы: сумму платы в “Платон” можно учесть в расходах при подсчете налогооблагаемой прибыли.

Читать еще:  Как провести чистку вентиляции в многоквартирном доме

Сколько платить по системе Платон и транспортный налог

При совместном применении система Платон и транспортный налог не увеличили финансовую нагрузку на предпринимателей, занимающихся грузовыми перевозками.

После введения в эксплуатацию данной системы взимания «платы за тонны» в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам тяжелыми машинами, не прекращаются попытки пользователей разобраться, как она связана и чем отличается от привычного транспортного налога.

Система Платон и транспортный налог — понятие и главные различия

Главное отличие сборов по системе Платон и транспортного налога заключается в том, что платежи по Платону не имеют признаков налогов. А вот транспортному налогу в НК РФ посвящена 28 глава.

Согласно ст. 357, плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.

В отношении автомобилей расчет налога производится в соответствии с мощностью двигателя. Частные лица оплачивают транспортный налог ежегодно, организации — в первом, втором и третьем кварталах.

Налог на грузовой автомобиль можно рассчитать, используя следующую таблицу:

Мощность/л.с Ставка в руб. за 1 л.с.
до 100 2,5
150 4
200 5
250 6,5
больше 250 8,5

В ст. 361.1 перечислены налоговые льготы на транспортный налог. Они касаются владельцев большегрузных автомобилей с разрешенной массой свыше 12 тонн, то есть плательщиков сборов по системе Платон.

Если налогоплательщик уже отчислил в данном налоговом периоде сбор за ущерб, причиняемый тяжелым автомобилем федеральным трассам, в сумме равной либо превышающей размер транспортного налога, от уплаты такового освобождается.

Если сбор по Платону получился меньше транспортного налога, сумма льготы будет равной перечисленной в данном налоговом периоде. А разницу нужно доплатить в виде транспортного налога.

Льгота на один автомобиль действует только в том случае, если оплата всех сборов производилась одним физическим или юридическим лицом.

Для получения указанной льготы автовладелец должен подать в налоговый орган заявление установленного образца и документ, подтверждающий произведенную оплату. В качестве такого документа выступает выписка из Реестра в виде Формы отчета, которую нужно запросить через налоговый орган у оператора системы Платон в бумажном виде с подписью представителя Оператора и печатью представительства.

Платон — система, введенная в ноябре 2015 года российским законодательством и нацеленная на сбор средств на возмещение ущерба, причиняемого трассам федерального значения большегрузными автомобилями с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн.

Частично собранные средства должны также аккумулироваться в Дорожном фонде РФ для дальнейшего распределения на нужды российских дорог.

Единственным уполномоченным оператором системы Платон выступает компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС).

С момента принятия законопроекта о системе Платон тарифы пересматривались несколько раз. На сегодняшний день (с 15/04/2017 г.) актуальные тарифы утверждены ПП №120 от 31 января 2017 года. Коэффициент 0,51 будет действовать по 30/08/2019 г.

Стоимость проезда 1 км по федеральной трассе составит 1,90 руб. Плата берется только за фактический проезд по трассам.

Таким образом, видно, что транспортный налог и Платон — две отличные системы сборов. И благодаря введенным льготам на транспортный налог переплачивать его не придется. А вот сколько автомобиль по факту наездит по федеральным трассам, столько и нужно будет отчислить на возмещение ущерба дорогам.

Смотрите также краткий видеообзор на предложенную тему

Как работает система Платон

Для пользователей разработано три способа взаимодействия с оператором:

  1. Личный кабинет на официальном сайте. Программа попросит указать некоторые сведения и прикрепить документы на автомобиль. Регистрация проходит на следующий рабочий день.
  2. Если вам неудобно пользоваться интернетом, возьмите документы на машину и личные (если вы частное лицо) или уставные (если представитель юридического лица) документы и отправляйтесь в Центр информационной поддержки пользователей.
  3. Еще один способ — терминал самообслуживания. Перейдя по этой ссылке, вы можете найти ближайший центр обслуживания или терминал самообслуживания.

Для начала работы с системой Платон каждый большегрузный автомобиль должен быть зарегистрирован в Реестре. Удобнее всего это сделать в личном кабинете, но можно и с помощью терминала или в Информационном центре.

Чтобы передать оператору данные о своих перемещениях, владелец авто должен либо оформлять на каждую поездку маршрутную карту, либо разместить на машине бортовое устройство для автоматической передачи информации оператору.

Обмануть систему путем подачи заведомо ложной информации о планируемом маршруте будет затруднительно, равно как и попытаться ездить на незарегистрированном в системе автомобиле, так как трассы оборудованы специализированными рамками, которые фиксируют перемещения машин, а также предусмотрены мобильные системы контроля.

Читать еще:  Как передать долю квартиры в дар между родственниками

Устройство для передачи информации в режиме онлайн можно получить бесплатно в Информационном центре. Терминал имеет небольшие размеры и вес, интуитивно понятный интерфейс и подробную инструкцию на русском языке. Крепится непосредственно на автомобиль.

Порядок оплаты сборов в 2019 году

Оператор Платона работает на депозитной системе, то есть сначала пользователю необходимо пополнить счет, а затем отправляться в путь. Плата будет рассчитана и списана с лицевого счета автоматически. Если депозит был исчерпан, в любом случае долг необходимо погасить до окончания отчетного периода.

За несвоевременную оплату, отсутствие портативного бортового терминала или неподачу маршрутной карты владельцу автомобиля выпишут штраф. Согласно ст. 12.21.3 КоАП РФ, размер штрафа составит 5000 рублей при первичном нарушении и 10 000 — при вторичном.

Внести депозит можно одним из следующих способов:

  • если владелец — юридическое лицо, то быстрее и проще всего произвести предоплату по безналичному расчету со своего расчетного счета;
  • также доступны платежи в личном кабинете (войти туда можно при наличии доступа в интернет с любого персонального ПК, планшета, смартфона);
  • с помощью терминала самообслуживания;
  • в Центре обслуживания пользователей;
  • топливными картами E100 и DKV.

При расчете налоговой базы транспортного налога в зачет принимаются платежи за проезд по федеральным трассам. Для владельцев автомобилей с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн авансовые отчисления по транспортному налогу не предусмотрены.

Организации рассчитывают сумму налога самостоятельно, физические лица получают уведомления от налоговой.

Итак, платежи за проезд по федеральным трассам по системе Платон и транспортный налог в 2017 году увязаны вполне логично и не дублируют друг друга.

Система платон и транспортный налог сколько кому платить

Возможно, что если бы был оформлен договор поручения в соответствии со ст.971 НК РФ, то при наличии документа о том, что супруга компенсировала мне произведенные мной расходы, у налогового органа было бы меньше сомнений в правомерности применения льготы по транспортному налогу ?

После этого необходимо обратиться с заявлением в Центр информационной поддержки. Все данные будут проверены, после чего с пользователем заключается договор, и он получает доступ к системе. Как учесть «платоновскую» плату и транспортный налог (авансовые платежи) в налоговых расходах? Как отразить плату за «Платон» на счетах бухгалтерского учета? Какими документами можно подтвердить вычет транспортного налога на «платоновскую» плату?

Льгота по транспортному налогу по системе Платон отменена с 2019 года

Возможности данного сервиса позволяют в режиме онлайн следить за происходящим и управлять профилем без потери времени на дорогу и очереди.
Распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения. Полный цикл создания и эксплуатации системы обеспечивается ее оператором, РТИТС.

При этом в разрабатываемых в настоящее время форме налоговой декларации по транспортному налогу и порядке ее заполнения предусмотрена реализация норм пункта 2 статьи 362 и пункта 2 статьи 363 Кодекса.Таким образом, данный платеж предназначен для компенсации расходов, связанных с восстановлением надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения, т.е. имеет целевую направленность и экономическое основание.

Связь транспортного налога и системы «Платон»

Не совсем уверен в такой схеме. Боюсь, что налоговый органы в данном случае будет подходить формально и учитывать именно фактического плательщика. Но можно попробовать…

Владельцы грузовых автомобилей более 12 тонн массой могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму начисленной платы «Платон» в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

В настоящее время размер выплат по системе «Платон» не играет роли. То есть размер внесенных средств не учитывается при расчете налога. Все плательщики обязаны будут выплачивать транспортный налог в полном объеме. Такая информация разъяснена в письме ФНС от 22 марта 2019 года № БС-4-21/[email protected]

Согласно пункту 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в системе «Платон», уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Специальный сервис позволяет вносить оплату через интернет, экономя время. Система была введена в действие в 2015 году, и имела определенный набор льгот для юридических лиц.
Если сумма уплаченной в 2016 году платы в «Платон» превысит или будет равна исчисленной сумме транспортного налога за 2016 год в отношении конкретного транспортного средства, то уплаченная сумма авансового платежа за I квартал 2016 года будет считаться излишне уплаченной суммой налога, подлежащей зачету (возврату) после сдачи налоговой декларации.

Читать еще:  Госпошлина за выписку из егрп и когда она потребуется

Владелец большегруза, оплативший транспортный налог за 2016 год, изъявил желание уменьшить его на размер платежа в систему «Платон» 2017 года. Сделать он этого не сможет, т.к. налоговый период не совпадает с годом уплаты платежа в систему.
Систему взимания платы «Платон» создали и используют для обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Транспортный налог. Система «Платон»: видео

По итогам 2016 года компании — владельцы грузовых автомобилей с массой более 12 тонн получили возможность уменьшения суммы транспортного налога на сумму начисленной платы («платоновской» платы) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами (ст.361.1 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ).

Прежде чем переходить к рассмотрению ситуации, схематично напомним, о каких новшествах идет речь (порядок применения налогового вычета по транспортному налогу и учета платы в составе налогооблагаемых расходов зависит от того, какова величина уплаченной платы по отношению к исчисленной сумме транспортного налога (авансового платежа) по конкретному большегрузному ТС). Система взимания платы обрела название — «Платон». По задумке ее разработчиков это производная от фразы «плата за тонну».Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с платежами в систему «Платон».

Уменьшение транспортного налога

Порядок взимания «платоновской» платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504 (далее – по тексту — Правила).

Оба ведомства считают, что если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда уплачивается иным лицом, то указанный собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы в счет возмещения вреда.

Систему «Платон» в Российской Федерации начали вводить в 2015 году. Причиной принятия данного нововведения послужил подсчёт ущерба трассам федерального значения, причинённого тяжеловесным транспортом (массой более 12 тонн). Установлено, что 56% ущерба федеральным трассам приходится на счёт большегрузов.

Чтобы зарегистрироваться на ресурсе потребуется подготовить:

  • свидетельство о регистрации в качестве компании или ИП
  • индивидуальный номер плательщика налогов
  • свидетельство о регистрации автомобиля.

Освобождает ли «Платон» от авансовых платежей по ТН

Таким образом, автовладелец обязан уплатить транспортный налог в размере, уменьшенном на величину платежа в систему «Платон».

Если сумма исчисленного транспортного налога за 2016 год превысит сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, то уплаченный авансовый платеж за I квартал 2016 года подлежит зачету в счет предстоящих платежей.

Авансовые платежи по транспортному налогу, начиная с 1 января 2016 года в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, не уплачиваются (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 22.11.2016 г. №БС-4-21/22163).

Это компенсация за разрушение трасс грузовиками. Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ, затем их направляют на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Система призвана улучшить транспортно-эксплуатационное состояние федеральных дорог.

Таким образом, льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда.

Указанный закон вступил в силу 03.07.2016, когда обязательства по авансовым платежам по транспортному налогу и налогу на прибыль организаций за I квартал 2018 года уже были определены. В связи с этим возникает вопрос, каким образом учесть изменения, введенные задним числом.

Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ, затем их направляют на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Водители большегрузного транспорта уже не понаслышке знакомы с системой Платон. О том, как взаимосвязаны система Платон и транспортный налог, пойдёт речь в данной статье.

ВНИМАНИЕ! Процедура выплат указанного характера регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Более 50% от общего ущерба федеральным дорогам наносит тяжеловесный транспорт массой более 12 тонн: проезд одного большегруза сопоставляется с передвижением 25 000 легковых автомобилей.

Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию. Василий, ну все ошибаются, даже сотрудники ФНС. Сейчас Вы сможете обжаловать отказ в льготе, если Вы считаете, что Вы правы.

Ссылка на основную публикацию